NEXT, PLEASE!

Automobil Industrie
01.02.2016
 

Томас Гюннель


Группа ГАЗ - крупнейший автопроизводитель России. В 2009 году из-за кризиса компания находилась на грани банкротства. Сегодня же она имеет прочные позиции – благодаря новому поколению автомобилей, конкурентоспособному производству и перспективному сотрудничеству.

 

«Волга» и «Чайка» - два этих представителя российского автопроизводителя "Горьковский Автомобильный Завод", сокращенно "ГАЗ", некогда были широко известны и у нас. Однако сегодня компания больше не производит легковые автомобили и является ведущим производителем коммерческих автомобилей в России, на долю которого в сегменте легких и средних коммерческих автомобилей приходится 50 %, в сегменте автобусов - 75% и в сегменте тяжелых грузовиков - 33 %. "Мы производим нашу продукцию в общей сложности на 13 производственных площадках, на которых трудится более 44000 человек", - говорит Вадим Сорокин, Президент и управляющий Группы ГАЗ. "Если же считать вместе со смежными и кооперированными предприятиями, то эта цифра составит свыше 400000."
Начиная с 2010 года, ГАЗ и его партнеры инвестировали около 36 млрд рублей в новые технологии и продукты. По сегодняшнему курсу это составляет около 436 млн Евро.


Штаб-квартира компании, а также её крупнейшая промышленная площадка находятся в Нижнем Новгороде (400 км восточнее Москвы). На площади свыше трёх миллионов квадратных метров трудится свыше 20000 человек.
Примерно 3000 из них работает в прессовом производстве, цехе сварки, окраски и сборки, обслуживающих производство собственной массовой модели "Газель Next». "Газель Next", являющаяся в своей базе 3,5-тонным коммерческим автомобилем, выпускается в самых различных вариантах: например, версия с одно- и двухрядной кабиной, бортовой грузовик, фургон, микроавтобус с пассажировместимостью до 19 человек. Наряду с этим, также доступно более 100 версий спецтехники.


Производство нового, разработанного собственными силами поколения автомобилей с приставкой "Next" было начато в 2013 году. Уже в 2014 году компания запустила в производстве в общей сложности 13 новых моделей. К ним, наряду с модельным рядом "Next", также относятся автобусы марки ЛиАЗ и КАВЗ, грузовики Урал и двигатели. В 2016 году ГАЗ планирует завершить обновление модельного ряда и освоить со своими новыми моделями новые сегменты рынка - непростая задача с учетом нынешней экономической ситуации.
В целом продажи ГАЗа за 2014 год составили 83,6 тыс. автомобилей, за 2015 г. – 61,3 тыс. автомобилей) Согласно прогнозам IHS тенденция к снижению объемов продаж продолжится и в этом году. Начиная с 2017г., ситуация, однако, должна улучшиться.


Поколение а/м Next, наряду с легкими грузовиками, включает в себя также малый автобус Vector Next на 17-53 мест, среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗон Next – он так же производится в Нижнем Новгороде – и тяжелый грузовик Урал Next, сходящий с конвейера на автозаводе Урал в Миассе (1700 км к востоку от Москвы). Наряду с автомобилями в Н.Новгороде также производятся автокомпоненты, такие как, силовые агрегаты, системы управления, кузовные детали и оснастка. Запуску новых моделей предшествовала обширная модернизация производственных мощностей в Нижнем Новгороде, которая одновременно с этим явилась основой для сотрудничества Группы ГАЗ с немецкими автопроизводителями: Наряду с собственными моделями, начиная с 2013г., завод выпускает Sprinter Classic для Mercedes-Benz, Octavia для Skoda и Jetta для Volkswagen. Производство Skoda Yeti было запущено в 2012 году. Все модели предназначены исключительно для российского рынка. Изначально Volkswagen планировал производить здесь до 100.000 автомобилей в год. Однако слабость рубля нарушила эти планы. В настоящее время объем производства а/м Volkswagen составляет около 40.000 автомобилей в год. Daimler сообщил в июне этого года о выпуске 10-тысячного Sprinter Classic.
 

ВЫСОКАЯ ГЛУБИНА ПРОИЗВОДСТВА
Производство моделей ГАЗ отличается от аналогичных производств в Германии меньшими объемами выпуска. Особенно бросается в глаза гораздо более низкий уровень автоматизации и более высокая глубина производства. Так, например, сборка сидений производится здесь непосредственно на основном сборочном конвейере: каркас сидения, пружины и мягкие элементы – все эти детали поставляются на линию по отдельности и собираются прямо на месте. В основе производства - производственная система Тойота, введенная ГАЗом по инициативе акционера компании Олега Дерипаска при поддержке консультантов японского автопроизводителя в 2003 году.
С момент запуска производства (весной 2013 г. ) собрано уже 50 000 а/м Газель Next. Тест-драйв а/м ГАЗ, проведенный нами на собственном полигоне компании, показал прогресс российского автопрома, а также факт наличия поддержки со стороны таких известных поставщиков, как ZF или Bosch, которые поставляют ГАЗу системы рулевого управления и тормоза. Газель демонстрирует солидные ходовые характеристики и достойное качество сборки и материалов, ни в чем не уступая автомобилям других производителей в этом сегменте.
Автомобили обладают функциональным интерьером, в них использованы прочные материалы. Особенность кабины и панели приборов: одинаковые кабинные модули и панели приборов используются в разных моделях компании: Газель Next, ГАзон Next и тяжелые грузовики Урал Next. ГАЗ также делает ставку на использование унифицированных шасси для среднетоннажных грузовиков и микроавтобусов. Ещё один этап унификации распространяется на двигатели: унифицированные силовые агрегаты устанавливаются на среднетоннажные грузовики, малые и большие автобусы. На легкие коммерческие автомобили ГАЗ устанавливает бензиновые двигатели EvoTech собственного производства, а также дизельные двигатели американского производителя двигателей Cummins.
 

СОБСТВННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ
На собственном моторном заводе ГАЗ в Ярославле (около 400 км севернее Москвы) Группа ГАЗ производит собственные, средние и тяжелые дизельные двигатели. Это предприятие находилось у истоков российского автомобилестроения - в этом году ему исполняется 100 лет. Внутри завода этого, однако, совсем не ощущается. Группа ГАЗ инвестировала в него 300 миллионов долларов. Используемая здесь технология и оборудование, аналогична основной производственной площадке в Н.Новгороде, являются наглядным примером "Who is who" в немецком машиностроении: Grob, измерительное оборудование Carl Zeiss, Thyssen Krupp, Krause, Hüller Hille, Dürr, Heller, DGS System или Liebherr - производство целиком и полностью соответствует немецким стандартам качества. На заводе "Автодизель" работает около 4800 человек.
Наиболее важным семейством собственных двигателей является так называемый ЯМЗ-530: Он доступен в исполнении, соответствующем стандартам Евро-4 и -Евро-5. По словам представителей ГАЗ, прорабатывается и возможность выпуска версии Евро-6. Данное семейство включает в себя 4- и 6-цилиндровые дизельные двигатели с рабочим объемом от 4,4 до 6,6 л. Диапазон мощности семейства - от 120 до 330 л.с. Эти двигатели был разработаны в рамках 3-летнего сотрудничества с австрийской компанией AVL List. Наряду со средним дизелем, около 100 человек занято здесь в производстве 4-цилиндровых рядных дизелей стандартов Евро-4 и Евро-5 объемом 2,2 л. и мощностью 109 л. для а/м Sprinter Classic.
Наряду с семейством двигателей ЯМЗ-530, производственная программа Ярославского завода включает в себя 6-, 8- и 12-цилиндровые дизельные двигатели (рядные и V-образные) объемом 11-26 л. и мощностью. 150 - 800 л.с. Область применения этих агрегатов весьма широка: наряду с грузовыми автомобилями ими оснащаются комбайны, экскаваторы или локомотивы. Около 60 % всех произведенных здесь двигателей устанавливаются на собственные автомобили Группы ГАЗ. Другими потребителями этой продукции являются, например, Минский Автозавод, производящий грузовые автомобили и автобусы, или производители тракторов и сельскохозяйственной техники.
В будущем году Автодизель планирует выпустить около 400-500 двигателей на газомоторном топливе - начиная с апреля 2016г. ГАЗ расширит парк собственных автомобилей. На своей площадке в Н.Новгороде компания уже построила собственную газозаправочную станцию, на которой заправляются также и муниципальные автобусы. „Это гораздо прибыльней, чем продавать автомобили" – шутит Сорокин.
 

ДОЛЯ ЭКСПОРТА РАСТЕТ
Наиболее важными рынками для ГАЗа, наряду с Россией, по словам Сорокин, являются страны СНГ, Азербайджан, Армения, Турция, Сербия, Египет, Куба, Южная Америка, Иран и Ирак. Экспорт в Китай или страны западной Европы на данном этапе не планируются. Тем не менее, доля экспорта компании растет: если в 2013г. продукция компании экспортировалась в 23 страны, то год спустя - уже в 33 страны.
Самыми важными из актуальных проектов компании, по словам Сорокина, являются проекты "ГАЗель Next" ЦМФ, продажи которых начались в России в декабре прошлого года, автобусы "Вектор Next" и "Урал Next". "Ключевым проектом для нашего Дивизиона Силовые Агрегаты являются двигатели Евро 5 ", - говорит Сорокин. "На начальном этапе производства двигателей ЯМЗ-530 90 % комплектующих поставлялись из-за рубежа. Наша цель - максимальная локализация производства комплектующих. "В дальнейшем ГАЗ планирует разработать собственные двигатели стандарта Евро-6, а затем начать их выпуск в Ярославле".
 

О КОНЦЕРНЕ
Материнская компания Группы ГАЗ – «Русские Машины», которая, в свою очередь, является частью «Базового Элемента» - российской диверсифицированной группы, 100% которой принадлежит олигарху Олегу Дерипаске. Начиная с 2012г. деятельностью «Русских машин» руководит бывший шеф «Magna Россия» Манфред Айбек. Около 75-80% деятельности концерна приходится на Группу ГАЗ, за ней идёт РМ Рейл и Дорожно-строительные машины. К сферам деятельности компании также относятся автокомпонентный бизнес, сельхозтехника, авиатехника и инфраструктурные проекты в сфере природного газа.